Татьяна Рубцова - Литературные негры

Размышления о процессе создания современной российской массовой литературы


Только что прочитала интервью сайта «Лиза.ру», которое проводил Владимир Коркунов с Александрой Марининой, автором, работающим на такого литературного монополиста, как ЭКСМО. Когда ее спросили: «Существует ли явление «литературные негры» - она ответила:
- Нет, это бред. Существуют проекты. Рабы — это люди, которых привязывают цепями в подвалах и заставляют работать бесплатно, присваивая результаты их труда. Где вы это видели? Проекты — совсем другое дело. В них пишущие люди добровольно (а у них есть выбор?) соглашаются работать, причем за приличные деньги (!?), подписывают договор с издательством, никакого обмана и принуждения, все прозрачно. 



Да, такие проекты существуют, это правда. Весьма возможно, что есть и авторы, которые сделали себе имя и добились известности, когда писали в одиночку, но со временем стали прибегать к услугам таких помощников (!!!), хотя результаты этого творчества по-прежнему издаются под единственным именем (?!). Допускаю, что такое может быть (?), но и в этом случае все прозрачно и труд помощников должным образом оплачивается, так что ни о каком «рабстве» речи быть не может.



На мой взгляд это наглое беспринципное признание в реальности такого явления. И подтверждение, косвенное, что она в нем участвует.
А теперь рассмотрим причину этого. У нас есть такое «глобальное» явление, как ЭКСМО. Это настолько явный монополист в книжном бизнесе, что продукции остальных издательств просто нет места на книжном рынке. И вот этот монстр выбирает автора. Как он это делает? Не знаю. Может по признаку бездарности, может просто кидают монетку – «на кого бог пошлет». Этому автору присваивается некое имя, например, Дашкова или Серова. Или берется его собственное – Маринина, или выбирается псевдоним (зачем, интересно?). Дальше изучается спрос, рынок, сбыт. Определяются серии и направления творчества. И вот начинается самое интересное. Популярные фильмы и книги известных авторов (иностранных, конечно!) разбираются по эпизодам, по словам и буквам, и из этого сложенного и (наверное) собранного по «папкам» материала выстраиваются новые сюжеты. Вот вам и разгадка не прямого плагиата, а так, узнавание сюжетов, что само по себе, часто умиляет читателей. В отечественной литературе читатель себя чувствует, как бы дома, где все знакомо. Конечно же. Там кусочек из Чейза, там Стаут промелькнул, тут Кинг прорисовался. Но все милое и родное. Немного хамоватое, как Иван Будько, герой «Сватов», часто в пьяном угаре, как Митяй (оттуда же).


А сейчас прочитайте выдержку из статьи Владимира Жукова «Я был писателем-призраком» в альманахе «Лебедь», про то как бывший «литературный негр», ставший впоследствии знаменитым, пишет о себе. Псевдоним этого человека: Федор Волков.


«- Мне как потенциальному автору предложили отыскать в видеопрокате крутой голливудский блокбастер и за несколько дней соорудить по его мотивам некое чтиво, – вспоминает о своем “негритянском” периоде, пришедшемся на начало 1990-х, сценарист популярных телесериалов Владислав Ахроменко, он же автор детективов, публикующийся под псевдонимом Федор Волков. – Это была действительно роскошная коммерческая идея – бумажный видеороман для потребителя, на тот момент не имевшего возможности обзавестись собственным видаком. В качестве автора на обложке указывалось некое импортное имечко вроде Джона П. Вилсона. Далее последовали романы по мотивам сериалов, подобных “Твин Пиксу” и “Просто Марии”, затем – продолжения популярной классики вроде “Скарлетт” и “Поющих в терновнике”. Все это весьма напоминало подпольные цеха по пошиву “фирменных джинсов” из нашего недавнего прошлого.


Хоть негром мне довелось побыть и недолго, я здорово набил руку, разбирая по винтику культовые голливудские кинофильмы и сериалы и открывая для себя секреты их популярности. Однако ситуация на рынке поменялась: видаки вошли в каждый дом, а потребителю, к этому времени уставшему от импортного телемыла, захотелось отечественного материала.


Заказчик переформулировал задачу: “Берем штатовский экшн и переносим его действие на российские реалии”. И если негры забывали кое-где поправить первоисточник, с их легкой руки чеченские боевики, перелицованные из вьетнамских партизан, скрывались почему-то в джунглях и вооружены были бамбуковыми палками... Поскольку боссы знали, что лично мне проще придумать собственного героя и оригинальный сюжет, их требования формулировались примерно так: «Славик, с тебя 400 страниц текста, на них – минимум 15 убийств, пять-шесть драк, 10 половых актов, причем один – непременно в привокзальном туалете»».


«В туалете» – ужас. Это мог придумать только редактор ЭКСМО. В нормальном состоянии такое никому и в голову не придет.
И вот теперь ответ на слова Марининой в том интервью: цены на труд «негров» (подчас это вся книга) – 200-600 $. Это достойное вознаграждение?


А почему бы такому успешному издательству не издать самих «негров», под их собственными именами (или псевдонимами), спросите вы?
Дорогое удовольствие. ЭКСМО рекламирует нескольких, приглянувшихся им, писателей. И они (или их «негры») выдают на гора ужасающее количество литературного штампа. Но для массового читателя именно это и имеет цену. Новинки у него не в почете. Все должно быть, как у ребенка, больного аутизмом: знакомым и привычным. Так же, как и имя автора на обложке. Донцова, Полякова и другие подобные давно уже из литераторов переквалифицировались в литературные проекты. ЭКСМО вложило немало денег в их рекламу и теперь получает неплохую прибыль. А новый автор – новые вложения. Зачем? Проще для них и нового автора, как литературного «негра», загнать в старое проскурово ложе. 


Я ответственно заявляю: издавать 10-12 книг в год под одним именем – невозможно для нормального человека. Даже для целого отдела литературных «негров». Тут на помощь приходит плагиат. Не то, простое составление сюжета из готовых наработок, уже освоенных и выпущенных иностранными авторами. Настоящий плагиат, когда берутся целые чужие сюжеты. Так было с небезызвестной «Таней Гроттер». С книгой Галины Голицыной «Синдром Кассандры», у которой Полякова прибрала к рукам сюжетный ход для своего «Змея-искусителя» (я про это писала в одной из статей).


И результат налицо. Россияне, когда вы покупаете очередную книжку, продукцию ЭКСМО, помните:
Полины Дашковой, Марины Серовой, Виктории Платовой – не существуют.
Андрей Воронин – псевдоним шести авторов.
Чингиз Абдуллаев – троих.
Можно еще долго перечислять. Но нужно ли? Думаю, и так все понятно. И кстати, Зоберн - как последнее приобретение ЭКСМО насколько реален? Особенно тот момент в его биографии, что он учился в духовной семинарии, искренне верующий, в сочетании с его немного нетрадиционным (в смысле секса) взглядом на жизнь Иисуса. И полухвалебные отзывы религиозных деятелей на эту книгу, которую они ласково и отчески пожурили, ровно настолько, чтобы пробудить к ней интерес массового читателя.


И опять из статьи Владимира Жукова.
«– Моя знакомая Нина Шалимова, ученый-лингвист из Ярославля, часто ездит в Москву на поезде, – рассказывает журналист Анатолий Королев. - В четырехчасовую поездку она обычно берет с собой детективы. И вот у одного из “своих” постоянных авторов Шалимова, как ей кажется, уже может идентифицировать целых шесть литературных негров: каждый из которых пишет какую-то одну часть романа и, словно отпечатки пальцев, оставляет характерные следы.


Один из них – пожилой мужчина с язвой желудка, который любит рассуждать о вегетарианской пище и желудочно-кишечных заболеваниях. Кроме того, он ориентируется в литературе стран дальневосточного региона и любит козырять соответствующими цитатами. Второй негр, помоложе, предпочитает спорт и автомобили; он, очевидно, бывший автоинспектор, по крайней мере, использует профсленг. Возможно, существует и седьмой негр, который соединяет различные части рукописи в единое целое. Кроме того, Шалимова полагает, что специальные рабочие группы постоянно ищут в телепередачах, кинокартинах и книгах актуальные темы и мотивы, которые всплывают затем в детективах»…


А вот что я нашла в сети на сайте объявлений Санкт-Петербурга. Выставлено оно 9 апреля этого года.
Ищу молодого книггера (литературного негра), человека с законченным или неполным высшим филологическим образованием и писательским опытом (обязательно) для создания черновика (!) художественного произведения по предоставленному материалу в соответствии с пожеланиями заказчика. 


Условия:
- Лит. негр (книггер) пишет книгу целиком, но её редактируют издают под именем автора-бренда.
- Имя книггера будет указано в качестве "главный редактор"
- Идеи книги моя, текст - Ваш.
Жанр:
- Драма (21+)
Особенности:
- Наличие эротических сцен, распития алкоголя, употребления веществ, описания драк, нецензурные выражения
Объем:
- примерно 90 страниц хорошо отработанного текста (автор все равно адаптирует текст под свой стиль и кол-во стр. увеличится на выходе)
Время:
- Не более полутора - двух месяцев
Требования к тексту:
- логично и последовательно развивающийся сюжет
- грамотность
Требования к работнику:
- наличие большого кол-ва свободного времени
- не конфликтность
Оплата:
- Предлагайте свои расценки в соответствии с условиями на указанную ниже почту.
В конце пометка: Объявление неактивно.


На этом все.


И закончить свои размышления хочется опять фразой Владимира Жукова: «ПИПОЛ СХВАВАЕТ». Бедный пипол.


Татьяна Рубцова, координатор проектов PR-центра «Литературная Галактика».


Источник: https://www.facebook.com/groups/litgalaxy/permalin...


260
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Школа писателя
​Нужна ли автору реклама?
На сегодняшний день реклама есть всюду: на улице, по телевизору, в интернете, по радио. Реклама, как бы нам не хотелось, влияет на наши умы. Мир рекламы — это иллюзия, которая значительно упрощает нашу жизнь.
Елена Карамзина 4 месяца назад 0
​Что такое ISBN и зачем он нужен
В каждой стране есть один уполномоченный представитель, который выдает номера ISBN книгам, издаваемым в данной стране. Обычно это книжная палата.
Елена Карамзина 4 месяца назад 0
Авторское право - что это такое
Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.
Елена Карамзина 4 месяца назад 0
10 мифов о русском языке
Какого рода «кофе», следует ли писать «президент» с большой буквы и прилично ли говорить «кушать» вместо «есть».
Елена Карамзина 5 месяцев назад 0
Основы стихосложения
Шпаргалка для писателя. Урок 4. Продолжаем наши уроки по стихосложению. Сегодня мы познакомим вас с видами СТРОФ, а так же с классическим стихосложением.
Елена Карамзина 6 месяцев назад 0
Акция на издание в "Серии современного детектива"
Издательство «Литературная Галактика» объявляет уникальную акцию на издание в «Серии современного детектива». как коллективных сборников, так и авторских произведений.
Акция на издание авторской книги!
Акция на издание авторской книги! Литературная Галактика планирует акцию - выпуск недорогих авторских книжек (60-100 страниц) для выступлений писателей в школах, детских садиках и т.д. Тираж таких книжек может варьироваться от 50 до бесконечности.
Конкурсные работы 2018
Что если бы кристально чистое существо, способное влиять на жизнь и создавать жизнь, вдруг узнало бы о всех злодеяниях существа "человек". Оно впало бы в депрессию? (привет " Пятый элемент ", Люка Бессона). Но у Бессона лекарство - любовь, а существо - человек, но что если все гораздо масштабнее? Что может излечить "Ту, которая создает саму жизнь, но Та которая не Бог"? О силе исскуства, рассказ "Почему не поет Матри".
Антон Паладин 5 месяцев назад 0
В далеком будущем люди научились после смерти помещать угасающее сознание в тела роботов, и отправлять на другие планеты Солнечной системы. Законопослушных граждан решили посылать на более благоприятный Марс, а людей, нарушивших законы при жизни, отправляют на суровую Венеру. Люди взяли на себя обязанности Высшего Суда. Что из этого получилось, в случае одного человека, мечтавшего попасть в такой "Рай", читайте в рассказе "Марсианский Рай"
Антон Паладин 5 месяцев назад 0
Конкурсный сезон 2018 - Номинация стихи для детей. Евгений Вермут - А у нас обитает мохнатое счастье по имени Том...
Евгений Вермут 6 месяцев назад 0
Конкурсный сезон 2018 – Номинация фантастика Анжела Рей - Рецепт
Елена Карамзина 6 месяцев назад 0
Текст в подвале

1