Татьяна Рубцова - жизнь и творчество Лидии Девушкиной-Сомме

Татьяна Рубцова - жизнь и творчество Лидии Девушкиной-Сомме

Здравствуйте, дорогие читатели!


Я некоторое время назад впервые прочитала небольшую повесть «Настанет день – исчезну я» Лидии Девушкиной-Соммэ. И с тех пор искать и читать ее произведения – стало моей навязчивой идеей. 

Сейчас так не пишут – как пишет она. Сейчас так не чувствуют. Это что-то необыкновенное.



Утонченное восприятие, изящество выражения – все это составляющие удивительной прозы, которую пишет Лидия. В ее небольшом послесловии к книге «Двое в Марселе» она написала о себе: «Хочу возродить жанр сентиментальной литературы».


Да, жанр возрождается даже если так пишет только один, но безусловно талантливый писатель. Прямолинейности реализма у Девушкиной-Соммэ вы не найдете. Все субъективно, везде – чувства, а не разум. Если героини ее небольшого рассказа «Двое в Марселе» Софья Петровна и больная раком, но неунывающая красавица Клара обсуждают музей Гюго – то только то, что посвящено его связи с Жюльеттой Друэ.


Но это все-таки современный сентиментализм. Нет сейчас врожденной нравственности, выродилась. И ее героини читают «Майн Камф» Гитлера, изменяют мужьям, считая это нормальным и говорят: «Деньги – это страсть, застилающая глаза». 


Может ли понять олигарх бедняка? А атеист – верующего? Это уже философия. Какая уж тут оторванность от мира. Все наше, земное, вышедшее из разрухи девяностых. Поэтому, наверное, большинство произведений Лидии – про это. Девяностые. Развал, беда и голод. Люди устремились в эмиграцию. Так во Франции оказалась и сама Девушкина-Соммэ.


Поэтому большинство ее произведений об этом. Наболело, пережито и выстрадано. В коротких, но таких емких рассказах писательницы вы не найдете широкого полотна современности, нет и глобальных событий. Только жизнь одного человека и тех, кто с ним соприкоснулся в краткий миг. Это словно взгляд в комнату сквозь узкую щель. Но зато какой взгляд! Это душа, вывернутая наизнанку.


В рассказе «Как президент литературного клуба работу искал» все приземленное. Какой уж тут сентиментализм, когда семейная пара ее героев (муж, между прочим, профессор, преподаватель университета) ходят в музей (куда можно пойти) по билету, взятому по удостоверению о безработице героини. Героиня заходит по бесплатному билету, наслаждается, и выйдя, передает билет своему мужу, ждущему ее на травке. Не в кафе, не на скамейке, это платно, а на травке. Даже негры-охранники уважительно смотрели на якобы безработного «мужика». Какова зарисовка? Просто натурализм чистой воды в стиле миниатюр Задорного! 


А вот теперь я и добралась до сладкого. Это я про повесть «Часы на лыжне». Тот же фирменный взгляд «сквозь щель». Те же, глубоко личные, разговоры. Человеческие переживания. Попытка обустроить свою жизнь. 


Это просто неторопливый разговор «по душам» с хорошей давней подругой, а может и одноклассницей (данный в форме написанной по заказу книги). Почти нет описаний, что усиливает эффект рассказа за чашечкой кофе. Это очень хорошо, потому что, скажите мне, какое может быть описание, когда ваша лучшая подруга (конечно же, прямо из детства) – рассказывает вам, единственной, свою историю. Вы сидите напротив друг друга, в уютных креслах, дымиться свежезаваренный (растворимый, какой же еще) кофе и тарелочка с печением, купленном в ближайшем магазине, потому что я – хозяйка плохая, печь не умею и не собираюсь. Мне интереснее гостья и ее история.


Я узнаю от нее о ее мужчинах. Тех, каких уже мало. Потому что, «во время тектонических взрывов погибают самые интеллигентные». 


Игорь и умер. Умерла, точнее, убила себя, его очередная «пассия». Вообще, герои Лидии часто путаются в любовных треугольниках, четырехугольниках и гексагонах. Все как в жизни. Вот тебе и сентиментализм.


И читая неторопливо, я вначале даже не поняла, что передо мной детектив. Довольно крепкий и запутанный. Молодой человек расследует обстоятельства смерти отца, но концы этого дознания скрыты в высших структурах. И тогда он просит одну из предполагаемых свидетельниц написать книгу-детектив, оставив саму канву преступления и расследования за собой. 


Игорь, отец этого молодого человека, работал в КБ. Чтобы уничтожить человек, порой достаточно знать некоторые законы физики и анатомию. Отсюда и название: «Часы на лыжне». Больше ничего писать не буду, чтобы не помешать удовольствию от чтения и личного знакомства с книгой. Только хочу закончить мысль: «вот тебе, бабушка, и сентиментализм» с его отрешенностью от жизни. Лидия Девушкина-Соммэ приятно меня удивила.


Татьяна Рубцова, координатор проектов PR-центра «Литературная Галактика».


Источник: https://www.facebook.com/llitgalaxi/posts/16448248...


17:28
189
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Школа писателя
​Нужна ли автору реклама?
На сегодняшний день реклама есть всюду: на улице, по телевизору, в интернете, по радио. Реклама, как бы нам не хотелось, влияет на наши умы. Мир рекламы — это иллюзия, которая значительно упрощает нашу жизнь.
Елена Карамзина 4 месяца назад 0
​Что такое ISBN и зачем он нужен
В каждой стране есть один уполномоченный представитель, который выдает номера ISBN книгам, издаваемым в данной стране. Обычно это книжная палата.
Елена Карамзина 4 месяца назад 0
Авторское право - что это такое
Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.
Елена Карамзина 4 месяца назад 0
10 мифов о русском языке
Какого рода «кофе», следует ли писать «президент» с большой буквы и прилично ли говорить «кушать» вместо «есть».
Елена Карамзина 5 месяцев назад 0
Основы стихосложения
Шпаргалка для писателя. Урок 4. Продолжаем наши уроки по стихосложению. Сегодня мы познакомим вас с видами СТРОФ, а так же с классическим стихосложением.
Елена Карамзина 6 месяцев назад 0
Акция на издание в "Серии современного детектива"
Издательство «Литературная Галактика» объявляет уникальную акцию на издание в «Серии современного детектива». как коллективных сборников, так и авторских произведений.
Акция на издание авторской книги!
Акция на издание авторской книги! Литературная Галактика планирует акцию - выпуск недорогих авторских книжек (60-100 страниц) для выступлений писателей в школах, детских садиках и т.д. Тираж таких книжек может варьироваться от 50 до бесконечности.
Конкурсные работы 2018
Что если бы кристально чистое существо, способное влиять на жизнь и создавать жизнь, вдруг узнало бы о всех злодеяниях существа "человек". Оно впало бы в депрессию? (привет " Пятый элемент ", Люка Бессона). Но у Бессона лекарство - любовь, а существо - человек, но что если все гораздо масштабнее? Что может излечить "Ту, которая создает саму жизнь, но Та которая не Бог"? О силе исскуства, рассказ "Почему не поет Матри".
Антон Паладин 5 месяцев назад 0
В далеком будущем люди научились после смерти помещать угасающее сознание в тела роботов, и отправлять на другие планеты Солнечной системы. Законопослушных граждан решили посылать на более благоприятный Марс, а людей, нарушивших законы при жизни, отправляют на суровую Венеру. Люди взяли на себя обязанности Высшего Суда. Что из этого получилось, в случае одного человека, мечтавшего попасть в такой "Рай", читайте в рассказе "Марсианский Рай"
Антон Паладин 5 месяцев назад 0
Конкурсный сезон 2018 - Номинация стихи для детей. Евгений Вермут - А у нас обитает мохнатое счастье по имени Том...
Евгений Вермут 6 месяцев назад 0
Конкурсный сезон 2018 – Номинация фантастика Анжела Рей - Рецепт
Елена Карамзина 6 месяцев назад 0
Текст в подвале

1